Искусство Рязанских земель


В начало Окончание
Одна из самых известных рязанских икон — «Параскева Пятница» первой половины XV века. На Рязанской земле существовала легенда о явлении в соседнем с Рязанью городе Казари в 1147 году чудотворного образа Параскевы Пятницы. Икона, связанная с преданием, находилась в старом кафедральном соборе Рязанского кремля, а в XVIII веке была перенесена в Архангельский собор. И только после реставрационных работ удалось установить, что эта икона относится не к XII, а к первой половине XV века. Ее принадлежность к рязанским иконам подтверждает бережно сохраненный на правом поле фрагмент летописи: «...потужникы на память а пи­сана бысть месяца августа 29 при княжении великого князя Ивана Федоровича при епископе ИО (не)...». Следовательно, икона могла быть написана между 1427 и 1456 годами (время княжения Иоанна Федо­ровича). Подробное исследование этой иконы было проведено В. В. Филатовым[i], ограничивающим пред­полагаемую дату ее создания 1444—1445 или 1447— 1448 годами.
С историей Рязанской земли тесно связана икона «Иоанн Богослов», принесенная, по преданию, из Византии Гусарем [ii]. Существует легенда о том, что Батый, разорявший в 1237 году Рязанское княже­ство, подошел со своим войском к Богословскому монастырю под Рязанью, в котором находилась зна­менитая икона, и был устрашен сиянием, исходив­шим от нее. Батый не тронул монастырь, а к иконе в знак почтения приложил свою печать. Икона была выносной. Ручка от нее, по свидетельству К. Ф. Ка­лайдовича[iii], хранилась в ризнице Богословского мо­настыря. В 1700 году неким иподиаконом на ручке было записано чудо от иконы, происшедшее во время Батыева нашествия, и упомянуто, что «...архиепископ Мисаил, живший в половине XVII века, взял неко­торые утвари из обители, в том числе и печать Батыеву, которую позлатил в Рязани соборную водо-святную чашу».
В 1919 году икона находилась в Богословском монастыре. Реставратором Г. О. Чириковым под наблюдением И. Э. Грабаря была сделана пробная расчистка. Икона «...действительно оказалось древнейшей, во всяком случае, написанной задолго до XIV века. Вероятнее всего, она относится к XIIXIII векам, и таким образом легенда находит свое подтверждение...» [iv]. Имеются сведения, что до 1941 года икона находилась в Рязанском областном краеведческом музее. В настоящее время ее местона­хождение неизвестно.
Исследуемая икона начала XVI века «Иоанн Бо­гослов» (ил. 20) также происходит из Богословского монастыря под Рязанью. Не исключено, что она является списком с той утраченной ныне легендар­ной иконы, которая некогда была принесена из Ви­зантии. На иконе представлен редчайший иконогра­фический извод: поясное изображение Иоанна Бо­гослова в легком трехчетвертном повороте, левой рукой снизу поддерживающего полураскрытую книгу, а пальцами правой руки как бы перебирающего листы этой книги. Локтем левой руки Иоанн Богослов прижимает к себе предмет, который можно принять и за реликварий, и за изображение крепости, откуда выползает змея. На эту особенность еще в начале XX века обратил внимание В. П. Гурьянов, отметив, что «на древней чудотворной иконе в Рязанском монастыре Богослов обеими руками держит Еванге­лие, левой рукою придерживая какой-то четыреугольный предмет»[v]. Среди русских икон «Иоанна Богослова» этот «предмет» не встречается, аналоги можно найти среди греческих памятников, где Иоанн дер­жит чернильницу.
Фигура Иоанна отличается тяжеловесностью. Нужно учитывать, что при одном из поновлений икона подверглась переделке, размер иконы и ши­рина фигуры были уменьшены за счет опиливания правой доски вдоль стыка, в итоге оказались срезан­ными часть плеча и руки. Мягкий свободный контур фигуры Иоанна сообщает всему образу впечатление спокойствия и силы.
На этой иконе слева на фоне есть небольшая фигурка Иоанна Воина в рост, которая вряд ли меха­нически перенесена с древнего образца. Включение Иоанна Воина в композицию можно, видимо, связать с одним из рязанских князей, правивших в последние годы самостоятельного существования княжества. Князей, носивших имя Иоанн, было двое — Иоанн Васильевич (годы правления 1456— 1483) и Иоанн Иоаннович (годы правления 1500— 1520, умер в 1534 году в Литве). О княжении Иоанна Васильевича историк Д. И. Иловайский пишет: «...княжение Ивана Васильевича прошло ...тихо и в ... согласии с политикой Ивана III...»[vi]. Следовательно, не было повода заказывать список с чудотворной иконы с включением в него изображения святого воина, соименного князю. Последний же великий рязанский князь Иоанн Иоаннович на короткое вре­мя, по мнению Д. И. Иловайского, «мог возбудить... надежды рязанской партии, потому что характером своим не походил на кротких, уступчивых предшественников»[vii]. Таким образом, дату создания нашей иконы можно отнести ко времени правления князя Иоанна Иоанновича, то есть к первым двум десяти­летиям XVI века. Если допустить, что икона была заказана в связи с надеждами, пробужденными прав­лением этого князя, то можно предположить, что икона написана местным иконописцем.
Политическое противостояние, отчаянные попытки Рязани отстоять свою независимость не позволили, видимо, заказать список с древнего образа москов­скому мастеру. Неизвестный рязанский худож­ник, обладая прочными профессиональными навы­ками, создал не механическое повторение знамени­того образа, а выдающееся произведение, которое после реставрации должно занять достойное место среди шедевров древнерусской живописи.
В 1520 году Рязанское княжество, последнее из некогда самостоятельных и сильных княжеств, было присоединено к Москве. С этого времени начинается постепенное превращение Рязани в одну из много­численных провинций. Но в XVI веке Рязань живет еще старыми культурными традициями, хотя влияние Москвы заметно усиливается.
К одному из ранних памятников этого периода относится, вероятно, и икона «Рождество Богома­тери» (ил. 21), поступившая в музей из Солотчинского монастыря близ Рязани.
Произведение отличается необычайной изыскан­ностью письма, изяществом пропорций, празднич­ностью. Обладая незаурядным колористическим да­ром, художник строит цветовое решение на сопостав­лении контрастных цветов яркой горящей киновари и различных градаций зеленого: от глубокого темного цвета покрывала до легкой разбеленной зелени в изображении палат на заднем плане. Фон и поля иконы когда-то были золотыми, и это еще больше усиливало ее торжественность.
К группе памятников XVI века, созданных на Ря­занской земле, принадлежит и икона «Успение» (ил. 22), поступившая из Рязанского епархиаль­ного древлехранилища. Если допустить, что сюжет «Чудо об Авфонии», сохранившийся на поздней поновительской вставке в нижней части иконы, вос­производит утраченный фрагмент подлинника, то перед нами один из наиболее полных иконографи­ческих изводов — «Облачное Успение с чудом об Авфонии».
«Успение» отличается от икон, рассмотренных выше, иными приемами письма. Художник приме­няет плотные кроющие колера. При написании лич­ного можно отметить большую тональную разницу между санкирем и охрением. Меняются пропорции фигур: они становятся более тонкими, вытянутыми, уменьшается размер головы. У святых, изображен­ных на иконе, чрезмерно высокие лбы, маленькие подбородки.
Икона «Козьма и Дамиан» XVI века (ил. 26) нахо­дилась в Архангельском соборе Рязанского кремля, откуда была передана в Рязанское епархиальное древлехранилище, а затем поступила в музей. В обра­зе ликов святых иконы легко прослеживается тот же прием, что и у автора «Успения»: утрированно высокие лбы, небольшие, близко посаженные глаза, маленькие подбородки. От других произведений, сохранившихся на Рязанской земле, эта икона отли­чается тем, что все колера, кроме киноварных и охристых, прозрачны; сквозь жидко нанесенные ко­лера просвечивает левкас. Фигуры становятся как бы невесомыми. Особую роль здесь играет рисующая линия контуров, складок одежд.
XVI веком датируется икона «Иоанн Предтеча» (ил. 27), поступившая в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник из Успенского со­бора Рязанского кремля. Уверенный и энергичный ри­сунок выдает руку мастера не провинциального. Осо­бенности иконографии предполагают близкое знаком­ство художника с балканскими образцами[viii]. Стилистический анализ икон данного иконографического типа позволяет отнести «Иоанна Предтечу» из Ря­занского музея к первой половине XVI века.
Иной, камерный образ Иоанна Предтечи представ­лен на маленькой иконе XVI века из Рязанского областного художественного музея (ил. 29). Удли­ненные пропорции фигуры, изысканный колорит сви­детельствуют о близости произведения к московской художественной школе.
В 1911 году на чердаке Ризположенской церкви села Федотьева Спасского уезда Рязанской губер­нии К. Любарским были обнаружены царские вра­та[ix], датированные им тогда же XVI веком. О высо­ких художественных достоинствах памятника свиде­тельствует уже то, что К. Любарский отнес врата к «новгородскому письму», а к новгородским иконам причисляли в то время все наиболее значительные произведения. Фон в ковчеге светло-зеленый, поля более темного зеленого цвета. Удлиненные фигуры, не­большие головы, высокая цветовая гармония сбли­жают это произведение с иконами столичных масте­ров. И только непропорционально крупные кисти рук и грубо натертые пигменты в колерах, применен­ных для написания личного, выдают руку местного провинциального иконописца.
Но на Рязанской земле встречаются иконы, со­зданные не только рязанскими, но и другими, чаще всего московскими иконописцами. Например, извест­ную икону «Митрополит Алексей» (ил. 30) написал для Солотчинского монастыря в 1577 году москов­ский художник Давид Сирах[x].

В начало Окончание

[i] Филатов В. В. Рязанская икона «Параскева Пятница». — Совет­ская археология. 1971, № 1, с. 173—190.
[ii] Иловайский Д. И. История Рязанского княжества. М., 1858, с. 117; Макарий, архимандрит. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. М., 1863, с. 243.
[iii] Калайдович К. Ф. Письма к Алексею Федоровичу Малиновскому об археологических исследованиях в Рязанской губернии, с рисунками найденных там в 1822 году древностей. М., 1823, с. 117; Макарий, архимандрит. Ук. соч., с. 243.
[iv] Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. Исследования, реставрация и охрана памятников. М., 1966, с. 239
[v] Гурьянов В. П. Переводы с древних икон, собранные иконописцем В. П. Гурьяновым. М., 1902, с. 105—106.
[vi] Иловайский Д. И. ук. соч., с. 218.
[vii] Иловайский Д. И. ук. соч., с. 228
[viii] Клокова Г. С. Вновь открытая икона из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.— В сб.: Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрации, № 6 (36). М., 1980. с. 211—216.
[ix] Любарский К. Царские двери из Ризположенской церкви : Федотьева Спасского уезда. Рязань, 1911.
[x] Филатов С. В. Две иконы Давида Сираха.— В сб.: Памятники культуры. Новые открытия. Л., 1981, с. 222, ил. на с. 223 и 224.
Hosted by uCoz