Искусство Рязанских земель


В начало
XVII век в искусстве Рязани, по мнению многих исследователей, являет собой одну из наиболее ярких страниц, однако опубликованы и введены в научный ооорот всего лишь две иконы этого тысячелетия — София Премудрость Божия» и «Вход в Иерусалим».
Большую историческую ценность представляет икона «София Премудрость Божия» (ил. 31), принадлежащая когда-то Архангельскому собору Рязан­ского кремля. На иконе представлен тип так назы­ваемой «новгородской» Софии. Иконографический извод, иконы из Архангельского собора Рязани восходит к памятнику XVI века, в частности он близок ч шитой пелене начала XVI века из Государствен­ного исторического музея[i]. Можно предположить, что при написании иконы «София Премудрость Божия» образцом послужил один из памятников, выполненных в XVI веке, возможно в Москве.
Икона «Вход в Иерусалим», находившаяся ранее в одной из церквей Нижнего Посада, достаточно известна специалистам[ii]. К сожалению, трудно су­зить о ее живописных качествах, так как во время последней реставрации она частично переписана, хотя композиция не изменена. Ближайшим аналогом рязанской иконе является «Вход в Иерусалим» XVII века из Вологды[iii], что свидетельствует о большой и распространенности данного иконографического да.
Из Вознесенской церкви города Спасска-Рязанского происходят две иконы XVII века из Деисусного ряда иконостаса — «Василий Великий» (ил. 32) и Св. Георгий» (ил. 33)[iv]. От изысканно-холодной, торжественно-официальной «Софии» и перенасыщенной мелкими деталями иконы «Вход в Иерусалим» чиновые иконы из Спасска-Рязанского отличаются свободной манерой письма. Фигуры с ясно очерчен­ными силуэтами выступают из теплой глубины фона. Золотистые нимбы над головами с широкими коль­цами красно-коричневой обводки фиксируют внима­ние зрителя на ликах. «Василий Великий» и «Св. Георгий» созданы местными мастерами. Для написания икон использованы земляные пигменты, охры, сурик, белила. Вместо золота применен более дешевый двойник. Однако художники, ограниченные в выборе материалов, сумели создать произведения большой эмоциональной силы.
«Св. Георгий» некоторыми приемами письма бли­зок иконе «Богоматерь Владимирская» XVII века (ил. 34) из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В целом «Богоматерь Владимир­ская» отличается большей камерностью, лиризмом, что обусловлено темой. Но нимбы над головами Бо­гоматери и Христа имеют такую же широкую темную обводку, как и рассмотренные выше чиновые иконы из Спасска-Рязанского. Одинаков прием в передаче тем­ных складок одежд — с утолщением на конце линии.
Одна из самых замечательных икон первой поло­вины XVIII века «Флор и Лавр» (ил. 36) из церк­ви села Ижевского Спасского уезда Рязанской гу­бернии. Рисунок и манера написания ликов и рук отличаются мягкой живописностью, попыткой выя­вить реальные объемы. В то же время в передаче складок одежд и пробелов присутствует некоторая жесткость и условность в построении формы. Неров­ная линия позема условно изображает холмистую песчаную местность с мелкими изрезанными лошад­ками горками. На переднем плане — бутоны красных цветов на тонких стеблях. Стилистически икона вос­ходит к московской живописи XVII века, что особен­но очевидно в приемах написания ликов и рук. Однако система выполнения складок одежд, пробелов на одеждах, форма цветов на поземе заставляют предположить, что икона создана местным мастером, хорошо знакомым с новыми веяниями.
В 90-х годах XVII века в Рязанском кремле воз­водится грандиозное здание нового Успенского собо­ра. Иконы для многоярусного иконостаса заказы­ваются московским иконописцам. Одним из них, возможно, была написана небольшая икона «Богома­терь Знамение» (ил. 37), на сорочке которой сохра­нилась надпись о том, что она является вкладом 1709 года во Входоиерусалимскую церковь Рязани. Письмо отличается сгармонированностью близких по тону колеров.
Высокое профессиональное мастерство присуще иконам из Деисусного чина XVIII века, из которого к настоящему времени раскрыто две иконы: «Иоанн Предтеча» и «Апостол Павел». Жесткая графичность пробелов на одеждах вызывает воспоминания о более ранней иконе «Флор и Лавр» из села Ижев­ского, но приглушенность цветовой гаммы из-за при­сутствия большого количества белил в колерах сни­жает эмоциональное звучание ансамбля.
По сравнению с ними чиновые иконы «Иоанн Бо­гослов» (ил. 38), «Иоанн Предтеча» (ил. 40) и «Апостол Иаков» (ил. 39), происходящие также из села Ижевского, не отличаясь особым мастерством исполнения и изысканностью цвета, подкупают большей живописностью и свободой письма. Некоторая наивность рисунка, грубо растертые пигменты, выбор самих пигментов (охра, сурик, земли) свидетель­ствуют о том, что написаны эти иконы местным иконописцем, от природы одаренным чувством ритма и колористическим чутьем.
К одной из самых замечательных икон, создан­ных в XVIII веке рязанскими мастерами, следует отнести «Чудо Георгия о змие» (ил. 41) из Николь­ской церкви села Пушкари Михайловского района[v]. Богатство цветовой гаммы, динамизм построения композиции, сложность архитектурных форм ставят икону в ряд лучших произведений, созданных про­винциальными художниками.
К концу XVIII века относится икона «Неопалимая Купина» (ил. 43). В ней находит продолжение то догматическое начало, которое отмечено еще в «Со­фии Премудрости Божией».
В Рязанском историко-архитектурном музее-запо­веднике хранится икона с редчайшим изображением Василия Рязанского (ил. 45). Имя Василия Рязан­ского связано с утверждением христианства в Муромо-Рязанских землях[vi]. Его мощи обретены в 1609 году, однако «Повесть о рязанском епископе Василии» была известна еще в XVI веке[vii]. Можно предположить, что иконы с изображением Василия Рязанского бытовали уже с XVI века, но, к сожале­нию, нам не известно ни одной иконы, написанной раньше XIX века. В «Повести» рассказывается о том, как Василий Рязанский, изгнанный из Мурома, взял в руки икону «Богоматерь Муромская», принесенную, согласно преданию, из Киева, и на мантии против течения приплыл по Оке из Мурома в Рязань. На иконах, относящихся к более позднему времени, чем рассматриваемое произведение, изображается обычно именно этот эпизод чудесного перемещения Василия Рязанского. На иконе же из Рязанского музея иконографический тип епископа Василия иной. Василий в священническом облачении представлен фронтально. Очень низкая линия горизонта является одновременно границей воды и берега. На горизонте силуэт города, расположенного на холмах. В руках Василия, в отличие от более поздних и широко рас­пространенных на Рязанской земле изображений, икона отсутствует. Пальцы правой руки сложены в именословном жесте, в левой руке закрытая книга.
В этом обзоре рассмотрена лишь небольшая часть икон, принадлежащих рязанским музеям. Реставри­рованные к настоящему времени и, следовательно, доступные для изучения, они позволяют сделать вывод, что в Рязани до присоединения Рязанского княжества к Москве в XVI веке существовала своя самобытная школа иконописи, памятники которой дошли до нас, к сожалению, в единичных экземп­лярах. Это иконы «Никола Зарайский в житии» XIV и XV веков, «Архангел Михаил с Чудом в Хонех» конца XV века, «Параскева Пятница» XV века из города Казари, «Иоанн Богослов» начала XVI века из Богословского монастыря. Начиная с XVI века, с установлением постоянных и прочных связей с Москвой, на Рязанских землях бытовали иконы как созданные местными художниками, так и привезенные из Москвы — «Иоанн Предтеча» XVI века, «Митрополит Алексей», написанный Давидом Сирахом в 1577 году.
Надеемся, что эта публикация — лишь начало в изучении неизвестной и невыделяемой ранее в от­дельное направление живописи Рязанских земель, и что раскрываемые раставраторами от поздних записей иконы помогут дополнить наше представ­ление об искусстве Рязани.
 
Г. КЛОКОВА


В начало


[i] Яковлева А. И. Образ мира в иконе «София Премудрость Бо­жия».— В сб.: Древнерусское искусство. М., 1977, ил., на с. 393.

[ii] Загнер Г. К. ук. соч., с. 33, ил. 31 и 32

[iii] Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII — начала XX века. Л., 1980, ил. 123,

[iv] Клокова Г. С. Итоги экспедиций 1976.—1979 годов в Рязань и Рязанскую область.— В сб.: Вопросы исследования, консервации и реставрации произведений искусства. М., 1984, с. 37—38.

[v] Михайловский Е. В. ук. соч., ил. 25

[vi] Иловайский Д. И. ук. соч., с. 140—150, сноска.

[vii] Дмитриева Р. П. Повесть о рязанском епископе Василии (История текста первоначальной редакции).— ТОДРЛ. Т. XXXII. Л., 1977, с. 40.

Hosted by uCoz