Искусство
Рязанских земель
XVII
век в искусстве Рязани, по мнению многих
исследователей, являет собой одну из
наиболее ярких страниц, однако
опубликованы и введены в научный ооорот
всего лишь две иконы этого тысячелетия —
София Премудрость Божия» и «Вход в
Иерусалим».
Большую
историческую ценность представляет икона
«София Премудрость Божия» (ил. 31),
принадлежащая когда-то Архангельскому
собору Рязанского кремля. На иконе
представлен тип так называемой «новгородской»
Софии. Иконографический извод,
иконы из Архангельского собора Рязани
восходит к памятнику XVI
века, в частности он близок ч шитой пелене начала
XVI века
из Государственного исторического музея[i].
Можно предположить, что при написании
иконы «София Премудрость Божия» образцом
послужил один из памятников, выполненных в
XVI веке,
возможно в Москве.
Икона
«Вход в Иерусалим», находившаяся ранее в
одной из церквей Нижнего Посада,
достаточно известна специалистам[ii].
К сожалению, трудно сузить о ее
живописных качествах, так как во время
последней реставрации она частично
переписана, хотя композиция не изменена.
Ближайшим аналогом рязанской иконе
является «Вход в Иерусалим» XVII
века из Вологды[iii],
что свидетельствует о большой и
распространенности данного
иконографического да.
Из
Вознесенской церкви города Спасска-Рязанского
происходят две иконы XVII
века из Деисусного ряда иконостаса — «Василий
Великий» (ил. 32) и Св. Георгий» (ил. 33)[iv].
От изысканно-холодной, торжественно-официальной
«Софии» и перенасыщенной мелкими деталями
иконы «Вход в Иерусалим» чиновые иконы из
Спасска-Рязанского отличаются свободной
манерой письма. Фигуры с ясно очерченными
силуэтами выступают из теплой глубины
фона. Золотистые нимбы над головами с
широкими кольцами красно-коричневой
обводки фиксируют внимание зрителя на
ликах. «Василий Великий» и «Св. Георгий»
созданы местными мастерами. Для написания
икон использованы земляные пигменты, охры,
сурик, белила. Вместо золота применен
более дешевый двойник. Однако художники,
ограниченные в выборе материалов, сумели
создать произведения большой
эмоциональной силы.
«Св.
Георгий» некоторыми приемами письма близок
иконе «Богоматерь Владимирская» XVII
века (ил. 34) из Рязанского историко-архитектурного
музея-заповедника. В целом «Богоматерь
Владимирская» отличается большей
камерностью, лиризмом, что обусловлено
темой. Но нимбы над головами Богоматери и
Христа имеют такую же широкую темную
обводку, как и рассмотренные выше чиновые
иконы из Спасска-Рязанского. Одинаков
прием в передаче темных складок одежд — с
утолщением на конце линии.
Одна
из самых замечательных икон первой половины
XVIII века «Флор
и Лавр» (ил. 36) из церкви села Ижевского
Спасского уезда Рязанской губернии.
Рисунок и манера написания ликов и рук
отличаются мягкой живописностью, попыткой
выявить реальные объемы. В то же время в
передаче складок одежд и пробелов
присутствует некоторая жесткость и
условность в построении формы. Неровная
линия позема условно изображает холмистую
песчаную местность с мелкими изрезанными
лошадками горками. На переднем плане —
бутоны красных цветов на тонких стеблях.
Стилистически икона восходит к
московской живописи XVII
века, что особенно очевидно в приемах
написания ликов и рук. Однако система
выполнения складок одежд, пробелов на
одеждах, форма цветов на поземе заставляют
предположить, что икона создана местным
мастером, хорошо знакомым с новыми
веяниями.
В
90-х годах XVII
века в Рязанском кремле возводится
грандиозное здание нового Успенского собора.
Иконы для многоярусного иконостаса заказываются
московским иконописцам. Одним из них,
возможно, была написана небольшая икона «Богоматерь
Знамение» (ил. 37), на сорочке которой сохранилась
надпись о том, что она является вкладом 1709
года во Входоиерусалимскую церковь Рязани.
Письмо отличается сгармонированностью близких
по тону колеров.
Высокое
профессиональное мастерство присуще
иконам из Деисусного чина XVIII
века, из которого к настоящему времени
раскрыто две иконы: «Иоанн Предтеча» и «Апостол
Павел». Жесткая графичность пробелов на
одеждах вызывает воспоминания о более
ранней иконе «Флор и Лавр» из села Ижевского,
но приглушенность цветовой гаммы из-за присутствия
большого количества белил
в колерах снижает эмоциональное
звучание ансамбля.
По
сравнению с ними чиновые иконы «Иоанн Богослов»
(ил. 38), «Иоанн Предтеча» (ил. 40) и «Апостол
Иаков» (ил. 39), происходящие также из села
Ижевского, не отличаясь особым
мастерством исполнения и изысканностью
цвета, подкупают большей живописностью и
свободой письма. Некоторая наивность
рисунка, грубо растертые пигменты, выбор
самих пигментов (охра, сурик, земли)
свидетельствуют о том, что написаны эти
иконы местным иконописцем, от природы
одаренным чувством ритма и
колористическим чутьем.
К
одной из самых замечательных икон, созданных
в XVIII веке
рязанскими мастерами, следует отнести «Чудо
Георгия о змие» (ил. 41) из Никольской
церкви села Пушкари Михайловского района[v].
Богатство цветовой гаммы, динамизм
построения композиции, сложность
архитектурных форм ставят икону в ряд
лучших произведений, созданных провинциальными
художниками.
К
концу XVIII
века относится икона «Неопалимая Купина» (ил.
43). В ней находит продолжение то
догматическое начало, которое отмечено
еще в «Софии Премудрости Божией».
В
Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике
хранится икона с редчайшим изображением
Василия Рязанского (ил. 45). Имя Василия
Рязанского связано с утверждением
христианства в Муромо-Рязанских землях[vi].
Его мощи обретены в 1609 году, однако «Повесть
о рязанском епископе Василии» была
известна еще в XVI
веке[vii].
Можно предположить, что иконы с
изображением Василия Рязанского бытовали
уже с XVI
века, но, к сожалению, нам не известно ни
одной иконы, написанной раньше XIX
века. В «Повести» рассказывается о том, как
Василий Рязанский, изгнанный из Мурома,
взял в руки икону «Богоматерь Муромская»,
принесенную, согласно преданию, из Киева, и
на мантии против течения приплыл по Оке из
Мурома в Рязань. На иконах, относящихся к
более позднему времени, чем
рассматриваемое произведение,
изображается обычно именно этот эпизод
чудесного перемещения Василия Рязанского.
На иконе же из Рязанского музея
иконографический тип епископа Василия
иной. Василий в священническом облачении
представлен фронтально. Очень низкая
линия горизонта является одновременно
границей воды и берега. На горизонте
силуэт города, расположенного на холмах. В
руках Василия, в отличие от более поздних и
широко распространенных на Рязанской
земле изображений, икона отсутствует.
Пальцы правой руки сложены в именословном
жесте, в левой руке закрытая книга.
В
этом обзоре рассмотрена лишь небольшая
часть икон, принадлежащих рязанским
музеям. Реставрированные к настоящему
времени и, следовательно, доступные для
изучения, они позволяют сделать вывод, что
в Рязани до присоединения Рязанского
княжества к Москве в XVI
веке существовала своя самобытная школа
иконописи, памятники которой дошли до нас,
к сожалению, в единичных экземплярах. Это
иконы «Никола Зарайский в житии» XIV
и XV веков,
«Архангел Михаил с Чудом в Хонех» конца XV
века, «Параскева Пятница» XV
века из города Казари, «Иоанн Богослов»
начала XVI
века из Богословского монастыря. Начиная с
XVI века, с
установлением постоянных и прочных связей
с Москвой, на Рязанских землях бытовали
иконы как созданные местными художниками,
так и привезенные из Москвы — «Иоанн
Предтеча» XVI
века, «Митрополит Алексей», написанный
Давидом Сирахом в 1577 году.
Надеемся,
что эта публикация — лишь начало в
изучении неизвестной и невыделяемой ранее
в отдельное направление живописи
Рязанских земель, и что раскрываемые
раставраторами от поздних записей иконы
помогут дополнить наше представление об
искусстве Рязани.
Г.
КЛОКОВА
В начало
[i]
Яковлева А. И. Образ мира в
иконе «София Премудрость Божия».— В сб.:
Древнерусское искусство. М., 1977, ил., на с. 393.
[ii]
Загнер Г. К. ук.
соч., с. 33, ил. 31 и 32
[iii]
Рыбаков А. А. Художественные
памятники Вологды XIII
— начала XX
века. Л., 1980, ил. 123,
[iv]
Клокова Г. С. Итоги экспедиций
1976.—1979 годов в Рязань и Рязанскую область.—
В сб.: Вопросы исследования, консервации и
реставрации произведений искусства. М., 1984,
с. 37—38.
[v]
Михайловский Е. В. ук.
соч., ил. 25
[vi]
Иловайский Д. И. ук.
соч., с. 140—150, сноска.
[vii]
Дмитриева Р. П. Повесть о рязанском епископе
Василии (История текста первоначальной
редакции).— ТОДРЛ. Т. XXXII.
Л., 1977, с. 40.