Искусство
Рязанских земель
- Живопись
-
- На территории Рязанских земель в силу
исторически сложившихся условий почти не
сохранилось произведений искусства
древнего периода. Письменные источники
донесли до нас сведения лишь о некоторых
наиболее чтимых памятниках XI—XVI веков [i].
Тем ценнее для исследователей те немногие
образцы живописи, что были заново «открыты»
реставраторами в последнее десятилетие.
- Древнейшим памятником, который мы
датируем XIII
веком, является икона «Богоматерь
Одигитрия» (на обороте — «Константин и
Елена» XVII века,
запись XVIII—XIX веков) [ii](ил.
5), поступившая в музей из Рязанского
епархиального древлехранилища.
Вероятность создания иконы в первой
половине XIII
зека подтверждает наличие характерных для
этого времени признаков. Фон иконы
первоначально был серебряным. Серебряный
фон встречается именно на памятниках XII—XIII
веков. Незначительные фрагменты серебра
сохранились на фоне, вдоль правого плеча
Богоматери и на нимбе Младенца. Звезда на
мафории Богоматери выполнена как бы из
драгоценных камней, что также отмечается на
очень древних домонгольских иконах. К
признакам, позволяющим датировать икону XIII
веком, относится и ассист на одеждах
Младенца, написанный аурипигментом.
- Иконы с изображением Богоматери
Одигитрии были особо чтимы на Рязанской
земле. Согласно преданию в начале XIII
века (до 1225 года) епископом Ефросином с
Афона в Рязань была принесена икона «Богоматерь
Одигитрия» [iii],
хранившаяся сначала в Успенском соборе
Старой Рязани, а после разорения Рязани
Батыем перемещенная в новую столицу
княжества — Переяславль-Рязанский. Воспоминания
о древности иконы передавались, видимо, из
поколения в поколение, так как при каждом
очередном поновлении иконописцы
стремились воплотить свои представления
именно о древней иконе.
- Среди икон домонгольского периода,
принадлежащих собраниям наших музеев, для
рязанской иконы пока нет аналога. Возможно,
его нужно искать среди памятников
балканской живописи.
- Не
меньший интерес для исследователей
представляет и икона XIV
века «Никола Зарайский с 14-ю клеймами жития»
(ил. 6). Красочный слой сильно пострадал от
варварского поновления XIX
века, когда была переделана основа иконы:
сужены доски, опилены поля, заменены шпонки,
почти исчез первоначальный белый фон.
Однако и в таком виде памятник поражает
силой образа и суровым трагизмом.
- Письменные источники свидетельствуют,
что первая икона с изображением Николы,
позже получившая название «Николы
Зарайского», была перенесена в Рязанские
земли пресвитером Евстафием в 1225 году из
Корсуни [iv].
История этой первой иконы в Рязанском
княжестве прослеживается до 1513 года, когда
чтимый образ при очередной угрозе со
стороны крымских татар был перенесен в
Коломну. С тех пор следы корсунской иконы
теряются, так как в Зарайск был возвращен
уже список 1513 года, а подлинное
произведение осталось в Коломне и дальнейшая
его судьба неизвестна.
- Икона «Никола Зарайский» из Рязанского
историко-архитектурного музея-заповедника
является, вероятно, одним из самых ранних
списков с корсунского подлинника,
выполненных в Рязани. В ней многое необычно,
и прежде всего центральное изображение
Николы в среднике. Его фигура и сейчас
отличается тяжеловесностью, а между тем она
была еще более приземистой: чтобы
представить себе ее истинные пропорции,
достаточно мысленно восполнить
утраченное в результате стесывания досок
по стыкам. Но от всех других икон Николы
Зарайского рязанский памятник отличает
метод изображения лика, написанного по
зеленому санкирю без охрения. Мощные
широкие пробела, сходящиеся на переносице,
и подчеркнутые пробелами скулы делают
глаза глубоко запавшими. Яркая киноварная
подрумянка, контрастирующая с темно-зеленым
санкирем, выполненные киноварью губы
усиливают напряженность образа. Те же
живописные приемы использованы и при
написании кисти правой руки Николы.
- Иначе переданы лики в клеймах. Санкирь
уже не активно зеленый, как на лике Николы в
среднике, а лишь зеленоватый. По
прозрачному санкирю положен тонкий слой
охрения с мягкой подрумянкой на щеках.
Легкие пробела едва подчеркивают объемы.
- Иконы с изображением «Николы
Зарайского в житии», получившие широкое
распространение по всей Руси, особой
любовью и почитанием пользовались в
Рязанских землях.
- Икона
XV века «Никола
Зарайский с 18-ю клеймами жития» (ил. 9)
поступила в Рязанский историко-архитектурный
музей-заповедник из Никольской церкви
Ямской слободы Рязани. Синий фон,
окружающий Николу, отделяет центральную
фигуру от композиций в клеймах, где все
сцены написаны на светло-охристом фоне.
Центральный образ Николы отличается от
изображений в клеймах более разнообразной
и тщательной живописной разработкой,
построенной на лессировках холодными
приплесками по теплому основному колеру, и
точным рисунком мелких складок одежд. К
сожалению, мы ничего не можем сказать о
характере личного письма, так как
первоначальное изображение лика утрачено.
- Композициям
в клеймах присуща подчеркнутая
лаконичность, строгая симметрия построения
и статичность. Архитектурные и пейзажные
фоны едва намечены (ил. 10, 11).
- Рассмотренные иконы
XIV и XV
веков «Никола Зарайский в житии» занимают
особое место в русской иконописи. Их
архаичность, своеобразие цветового строя
позволяют предположить, что они написаны в
Рязани местными иконописцами.
- В
XVI веке Рязань, как
и все другие русские княжества, попадает
под сильное влияние Москвы, что
незамедлительно вызывает и смену
эстетических ориентиров. Иллюстрацией
этому служит икона «Никола Зарайский с 20-ю
клеймами жития» первой половины XVI
века (ил. 14), поступившая в Рязанский
областной художественный музей из Введенской
церкви села Борискова Рязанского района.
Изображения и в среднике, и в клеймах решены
в одном стилистическом и живописном ключе.
У иконы единый золотой фон. Центральная
фигура Николы отличается некоторой
тяжеловесностью пропорций. Лик Николы
утрачен, но сохранившаяся графья дает
представление о размерах головы, слишком
крупной, особенно по сравнению с узкими плечами
и маленькими кистями рук. Очень редко
встречается положение Евангелия в левой
руке Николы, держащего книгу почти
горизонтально на зеленой пелене.
- Характер изображений в клеймах в
сравнении с двумя вышеописанными иконами
заметно меняется. Число клейм возрастает до
двадцати, включается сюжет, возникший на
русской почве,— «Чудо об отрочати» (ил. 15).
Композиция каждого клейма разрабатывается
подробно, появляются живые детали, фигуры
утрачивают статичность.
- Икона «Лоратный архангел Михаил с
Чудом в Хонех» (ил. 17), уже привлекавшая
внимание исследователей [v],
не имеет аналогов в русской иконописи.
- Икона создавалась в конце
XV
века для великокняжеского собора в
Рязанском кремле в тяжелое для Рязани время,
когда самостоятельность княжества
фактически (с 1456 года, со смерти князя
Иоанна Федоровича) была утрачена. Несколько
десятков лет оставалось и до официального
признания в 1520 году главенства Москвы.
Мастер, писавший икону для собора,
служившего княжеской усыпальницей, помнил
еще о былой мощи и силе рязанских князей,
неоднократно угрожавших своим соседям.
- Образ архангела монументален. Голова
архангела чуть великовата в сравнении с
туловищем. Лик с тонким прямим носом,
большими миндалевидными глазами,
маленьким ртом и тяжелым подбородком вытянут.
Пигменты для колеров тонко растерты,
санкирь мягко «списан» с охрением. Архангел
Михаил представлен в богатых одеждах:
темно-зеленом далматике с крупным золотым
орнаментом и лоре, украшенном красными и
зелеными «драгоценными» камнями и крупным
«жемчугом», а также погрудными изображениями
ангелов в круглых медальонах. При этом если
лик архангела написан с большой тщательностью
и вниманием, то для передачи ликов ангелов в
медальонах применена скоропись. По темному
санкирю в два-три приема кистью свободно
нанесено охрение, белильными точками
отмечены блики возле темных зрачков глаз,
одним-двумя уверенными мазками довольно
грубо стертых белил подчеркнуты надбровные
дуги, скулы, горбинка носа, мочки ушей.
- Скоропись применена также при
написании «душ праведных в руце Божией» в
сфере, однако прием, выбранный мастером,
иной. В изображении «душ праведных»
подчеркнута прежде всего их «бесплотность».
По общему ровному колеру внутри сферы
тонкой кистью быстро, как бы на одном
дыхании, написаны лики «душ». Цвет фона
просвечивает сквозь лики и тела, делая их
прозрачными. Мелкими белильными движками
отмечены «света» на ликах, на мелких острых
складках одежд. Пальцы руки Божией,
бережно обнимающей «души», написаны, наоборот,
мощной уверенной кистью. По плотному голубоватому
санкирю нанесено голубоватое охрение;
преобладанием белил в колере. Если
изображение «душ» подчеркнуто плоскостно,
то рука, напротив, почти объемна. По
замечанию С. В. Филатова, изображение «душ
праведных» в сфере в руке архангела Михаила
встречается только на этой иконе из Архангельского
собора Рязанского кремля [vi].
Важный смысл, заложенный в этом сюжете,
выявлен и в преувеличенных размерах руки
Божией, намного превышающих кисти рук
архангела, написанных, к тому же, более
условно.
- Слева внизу как изображение
второстепенное по сравнению с самим
архангелом видим «Чудо в Хонех» (ил. 19) —
маленький трехглавый храм, омываемый
слева и справа узкими волнистыми струями
потока, за храмом — дерево, перед храмом —
фигурка Архипа. В нижний виток потока
архангел ударяет своим жезлом.
Представляет интерес необычное
архитектурное решение храма. Над стройным
четвериком с узкими прямоугольными
проемами окон и двери помещена арка с двумя
неравными полукружиями. В центре — темный
проем также с полукруглым завершением,
слева и справа от него при помощи одних
только белильных мазков по общему зеленому
колеру, закрывающему всю плоскость арки,
изображены фрагменты двух ликов — глаза
под надбровными дугами, скулы. Они как бы
выступают из плотной зеленой среды,
одновременно растворяясь в ней.
- [i]
Клокова Г. С.
Несохранившиеся памятники древнерусской
живописи Рязанского края по письменным
источникам.— В сб.: Древнерусское
искусство: исследование и реставрация. М.,
1985, с. 3—14.
- [ii]
Клокова Г. С. Икона «Богоматерь
Одигитрия» из Рязанского историко-архитектурного
музея-заповедника.— В сб.: Памятники
русского искусства. Исследования и
реставрация. М., 1987, с. 3— 9.
- [iv]
Лихачев Д. С. Повести о
Николае Зарайском. — ТОДРЛ. Т. VII. М.—Л., 1949, с. 354.
- [v]
Щеглова Т. П. Рязанский
областной художественный музей. М., 1978, с.
7, ил. 2; Она же. Рязанский областной
художественный музей. Каталог. Л., 1982, с. 12;
Вагнер Г. К. Рязань. М., 1971, с. 19, табл. 27;
Михайловский Е. В. Рязань. Памятники архитектуры
и искусства. М., 1985, ил. 23.
- [vi]
Филатов С. В. Икона «Лоратный
архангел Михаил с Чудом в Хонех» из
Рязанского областного художественного
музея. — Сообщения ВЦНИЛКР. М., 1973, с. 211—213.