Искусство
Рязанских земель
- Одна
из самых известных рязанских икон — «Параскева
Пятница» первой половины XV
века. На Рязанской земле существовала
легенда о явлении в соседнем с Рязанью
городе Казари в 1147 году чудотворного
образа Параскевы Пятницы. Икона,
связанная с преданием, находилась в
старом кафедральном соборе Рязанского
кремля, а в XVIII
веке была перенесена в Архангельский
собор. И только после реставрационных
работ удалось установить, что эта икона
относится не к XII,
а к первой половине XV
века. Ее принадлежность к рязанским
иконам подтверждает бережно сохраненный
на правом поле фрагмент летописи: «...потужникы
на память а писана бысть месяца августа
29 при княжении великого князя Ивана
Федоровича при епископе ИО (не)...».
Следовательно, икона могла быть написана
между 1427 и 1456 годами (время княжения
Иоанна Федоровича). Подробное
исследование этой иконы было проведено В.
В. Филатовым[i],
ограничивающим предполагаемую дату ее
создания 1444—1445 или 1447— 1448 годами.
- С
историей Рязанской земли тесно связана
икона «Иоанн Богослов», принесенная, по
преданию, из Византии Гусарем [ii].
Существует легенда о том, что Батый,
разорявший в 1237 году Рязанское княжество,
подошел со своим войском к Богословскому
монастырю под Рязанью, в котором
находилась знаменитая икона, и был
устрашен сиянием, исходившим от нее.
Батый не тронул монастырь, а к иконе в
знак почтения приложил свою печать. Икона
была выносной. Ручка от нее, по
свидетельству К. Ф. Калайдовича[iii],
хранилась в ризнице Богословского монастыря.
В 1700 году неким иподиаконом на ручке было
записано чудо от иконы, происшедшее во
время Батыева нашествия, и упомянуто, что
«...архиепископ Мисаил, живший в половине XVII
века, взял некоторые утвари из обители, в
том числе и печать Батыеву, которую
позлатил в Рязани соборную водо-святную
чашу».
- В
1919 году икона находилась в Богословском
монастыре. Реставратором Г. О. Чириковым
под наблюдением И. Э. Грабаря была сделана
пробная расчистка. Икона «...действительно
оказалось древнейшей, во всяком случае,
написанной задолго до XIV
века. Вероятнее всего, она относится к XII—XIII
векам, и таким образом легенда находит
свое подтверждение...» [iv]. Имеются сведения, что до 1941
года икона находилась в Рязанском
областном краеведческом музее. В
настоящее время ее местонахождение
неизвестно.
- Исследуемая
икона начала XVI
века «Иоанн Богослов» (ил. 20) также
происходит из Богословского монастыря
под Рязанью. Не исключено, что она
является списком с той утраченной ныне
легендарной иконы, которая некогда была
принесена из Византии. На иконе
представлен редчайший иконографический
извод: поясное изображение Иоанна Богослова
в легком трехчетвертном повороте, левой
рукой снизу поддерживающего
полураскрытую книгу, а пальцами правой
руки как бы перебирающего листы этой
книги. Локтем левой руки Иоанн Богослов
прижимает к себе предмет, который можно
принять и за реликварий, и за изображение
крепости, откуда выползает змея. На эту
особенность еще в начале XX
века обратил внимание В. П. Гурьянов,
отметив, что «на древней чудотворной
иконе в Рязанском монастыре Богослов
обеими руками держит Евангелие, левой
рукою придерживая какой-то
четыреугольный предмет»[v].
Среди русских икон «Иоанна Богослова»
этот «предмет» не встречается, аналоги
можно найти среди греческих памятников,
где Иоанн держит чернильницу.
- Фигура
Иоанна отличается тяжеловесностью. Нужно
учитывать, что при одном из поновлений
икона подверглась переделке, размер
иконы и ширина фигуры были уменьшены за
счет опиливания правой доски вдоль стыка,
в итоге оказались срезанными часть
плеча и руки. Мягкий свободный контур
фигуры Иоанна сообщает всему образу
впечатление спокойствия и силы.
- На
этой иконе слева на фоне есть небольшая
фигурка Иоанна Воина в рост, которая вряд
ли механически перенесена с древнего
образца. Включение Иоанна Воина в
композицию можно, видимо, связать с одним
из рязанских князей, правивших в
последние годы самостоятельного
существования княжества. Князей,
носивших имя Иоанн, было двое — Иоанн
Васильевич (годы правления 1456— 1483) и
Иоанн Иоаннович (годы правления 1500— 1520,
умер в 1534 году в Литве). О княжении Иоанна
Васильевича историк Д. И. Иловайский
пишет: «...княжение Ивана Васильевича
прошло ...тихо и в ... согласии с политикой
Ивана III...»[vi].
Следовательно, не было повода заказывать
список с чудотворной иконы с включением в
него изображения святого воина,
соименного князю. Последний же великий
рязанский князь Иоанн Иоаннович на
короткое время, по мнению Д. И.
Иловайского, «мог возбудить... надежды
рязанской партии, потому что характером
своим не походил на кротких, уступчивых
предшественников»[vii].
Таким образом, дату создания нашей иконы
можно отнести ко времени правления князя
Иоанна Иоанновича, то есть к первым двум
десятилетиям XVI
века. Если допустить, что икона была
заказана в связи с надеждами,
пробужденными правлением этого князя,
то можно предположить, что икона написана
местным иконописцем.
- Политическое
противостояние, отчаянные попытки Рязани
отстоять свою независимость не позволили,
видимо, заказать список с древнего образа
московскому мастеру. Неизвестный
рязанский художник, обладая прочными
профессиональными навыками, создал не
механическое повторение знаменитого
образа, а выдающееся произведение,
которое после реставрации должно занять
достойное место среди шедевров
древнерусской живописи.
- В
1520 году Рязанское княжество, последнее из
некогда самостоятельных и сильных
княжеств, было присоединено к Москве. С
этого времени начинается постепенное
превращение Рязани в одну из многочисленных
провинций. Но в XVI
веке Рязань живет еще старыми
культурными традициями, хотя влияние
Москвы заметно усиливается.
- К
одному из ранних памятников этого
периода относится, вероятно, и икона «Рождество
Богоматери» (ил. 21), поступившая в музей
из Солотчинского монастыря близ Рязани.
- Произведение
отличается необычайной изысканностью
письма, изяществом пропорций, праздничностью.
Обладая незаурядным колористическим даром,
художник строит цветовое решение на
сопоставлении контрастных цветов яркой
горящей киновари и различных градаций
зеленого: от глубокого темного цвета
покрывала до легкой разбеленной зелени в
изображении палат на заднем плане. Фон и
поля иконы когда-то были золотыми, и это
еще больше усиливало ее торжественность.
- К
группе памятников XVI
века, созданных на Рязанской земле,
принадлежит и икона «Успение» (ил. 22),
поступившая из Рязанского епархиального
древлехранилища. Если допустить, что
сюжет «Чудо об Авфонии», сохранившийся на
поздней поновительской вставке в нижней
части иконы, воспроизводит утраченный
фрагмент подлинника, то перед нами один
из наиболее полных иконографических
изводов — «Облачное Успение с чудом об
Авфонии».
- «Успение»
отличается от икон, рассмотренных выше,
иными приемами письма. Художник применяет
плотные кроющие колера. При написании личного
можно отметить большую тональную разницу
между санкирем и охрением. Меняются
пропорции фигур: они становятся более
тонкими, вытянутыми, уменьшается размер
головы. У святых, изображенных на иконе,
чрезмерно высокие лбы, маленькие
подбородки.
- Икона
«Козьма и Дамиан» XVI
века (ил. 26) находилась в Архангельском
соборе Рязанского кремля, откуда была
передана в Рязанское епархиальное
древлехранилище, а затем поступила в
музей. В образе ликов святых иконы легко
прослеживается тот же прием, что и у
автора «Успения»: утрированно высокие
лбы, небольшие, близко посаженные глаза,
маленькие подбородки. От других
произведений, сохранившихся на Рязанской
земле, эта икона отличается тем, что все
колера, кроме киноварных и охристых,
прозрачны; сквозь жидко нанесенные колера
просвечивает левкас. Фигуры становятся
как бы невесомыми. Особую роль здесь
играет рисующая линия контуров, складок
одежд.
- XVI
веком датируется икона «Иоанн Предтеча» (ил.
27), поступившая в Рязанский историко-архитектурный
музей-заповедник из Успенского собора
Рязанского кремля. Уверенный и
энергичный рисунок выдает руку мастера
не провинциального. Особенности
иконографии предполагают близкое знакомство
художника с балканскими образцами[viii].
Стилистический анализ икон данного
иконографического типа позволяет
отнести «Иоанна Предтечу» из Рязанского
музея к первой половине XVI
века.
- Иной,
камерный образ Иоанна Предтечи представлен
на маленькой иконе XVI
века из Рязанского областного
художественного музея (ил. 29). Удлиненные
пропорции фигуры, изысканный колорит свидетельствуют
о близости произведения к московской
художественной школе.
- В
1911 году на чердаке Ризположенской церкви
села Федотьева Спасского уезда Рязанской
губернии К. Любарским были
обнаружены царские врата[ix],
датированные им тогда же XVI
веком. О высоких художественных
достоинствах памятника свидетельствует
уже то, что К. Любарский отнес врата к «новгородскому
письму», а к новгородским иконам
причисляли в то время все наиболее
значительные произведения. Фон в ковчеге
светло-зеленый, поля более темного
зеленого цвета. Удлиненные фигуры, небольшие
головы, высокая цветовая гармония сближают
это произведение с иконами столичных
мастеров. И только непропорционально
крупные кисти рук и грубо натертые
пигменты в колерах, примененных для
написания личного, выдают руку местного
провинциального иконописца.
- Но
на Рязанской земле встречаются иконы, созданные
не только рязанскими, но и другими, чаще
всего московскими иконописцами. Например,
известную икону «Митрополит Алексей» (ил.
30) написал для Солотчинского монастыря в
1577 году московский художник Давид Сирах[x].
- [i]
Филатов В. В. Рязанская
икона «Параскева Пятница». — Советская
археология. 1971, № 1, с. 173—190.
- [ii]
Иловайский Д. И. История
Рязанского княжества. М., 1858, с. 117;
Макарий, архимандрит. Сборник церковно-исторических
и статистических сведений о Рязанской
епархии. М., 1863, с. 243.
- [iii]
Калайдович К. Ф. Письма к
Алексею Федоровичу Малиновскому об
археологических исследованиях в
Рязанской губернии, с рисунками
найденных там в 1822 году древностей. М.,
1823, с. 117; Макарий, архимандрит. Ук. соч., с.
243.
- [iv]
Грабарь И. Э. О
древнерусском искусстве. Исследования,
реставрация и охрана памятников. М., 1966,
с. 239
- [v]
Гурьянов В. П. Переводы с
древних икон, собранные иконописцем В.
П. Гурьяновым. М., 1902, с. 105—106.
- [vi]
Иловайский Д. И. ук.
соч., с. 218.
- [vii]
Иловайский Д. И. ук.
соч., с. 228
- [viii]
Клокова Г. С. Вновь
открытая икона из Рязанского историко-архитектурного
музея-заповедника.— В сб.:
Художественное наследие. Хранение,
исследование, реставрации, № 6 (36). М., 1980.
с. 211—216.
- [ix]
Любарский К. Царские
двери из Ризположенской церкви :
Федотьева Спасского уезда. Рязань, 1911.
- [x]
Филатов С. В. Две иконы
Давида Сираха.— В сб.: Памятники
культуры. Новые открытия. Л., 1981, с. 222, ил.
на с. 223 и 224.