- 4. НИКОЛА ЗАРАЙСКИЙ С 20-ю КЛЕЙМАМИ ЖИТИЯ. Первая половина XVI в.
Рязанский областной художественный музей, инв. № 978-Ж. 110 X 90. Дерево, паволока, левкас, темпера
Вывезена в музей в 1965 г. совместной экспедицией ГЦХРМ ям. академика И. Э. Грабаря (С. В. Ямщиков, В. А. Зборовский) и РОХМ (С. М. Степашкин) из Введенской церкви с. Борискова Рязанского района Рязанской области. Реставрирована в 1976 г. в ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря.
Реставраторы С. В. Ямщиков, В. А. Зборовский, И. И. Омельченко, А. М. Гассель. В клеймах:
1. Рождество Николы. 2. Крещение Николы. 3. Никола не приемлет молока по средам и пятницам. 4. Исцеление сухорукой жены. 5. Приведение в учение. 6. Поставление з диаконы. 7. Поставление в иереи. 8. Поставление в епископы. 9. Сон царя Константина. 10. Никола посещает мужей в темнице. 11. Никола избавляет трех мужей от казни. 12. Утишение бури. 13. Чудо об отрочати. 14. Изгнание беса из кладезя. 15. Спасение Дмитрия. 16. Никола покупает ковер. 17. Никола возвращает ковер. 18. Возвращение Агрикова сына. 19. Преставление Николы. 20. Перенесение мощей.
Сохранность. Поля опилены. Полностью утрачен лик Николы в среднике, левкас на месте изображения головы потемнел. Утрачены .тики в медальонах с изображениями Богоматери и Спаса. Сохранена поздняя вставка левкаса с записью в клейме «Спасение Дмитрия». Золото потерто. Мелкие вставки реставрационного левкаса затонированы.
Выставки.
Итоги экспедиций музеев РСФСР по выявлению и собиранию произведений древнерусского искусства. Ленинград, 1966 г.
Литература.
Ямщиков С. В. Древнерусская живопись. Новые открытия. Л., 1969, табл. 40.
Итоги экспедиций музеев РСФСР по выявлению и собиранию произведений древнерусского искусства. Каталог. Л., 1966, с. 36.
Михайловский Е. В. Рязань. Памятники архитектуры и искусства. М., 1985, ил. 19, 20.
|
- 5. ЛОРАТНЫЙ АРХАНГЕЛ МИХАИЛ С ЧУДОМ В ХОНЕХ. Конец XV в.
Рязанский областной художественный музей, инв. № 455-Ж. 159 X 98. Дерево, паволока, левкас, темпера.
Поступила в музей в 1923 г. из Архангельского собора Рязанского кремля. Я Реставрирована в 1915— 1918 гг.
Реставратор Г. О. Чириков.
Повторно реставрирована в 1970 г. во ВЦНИЛКР. Реставраторы В. В. Филатов и Ю. А. Рузавин.
Сохранность. Нижняя часть иконы опилена, утрата древесины восполнена при реставрации 1970 г. Икона заключена в зажимную раму. В настоящее время надставленная часть древесины покороблена. Вставки реставрационного левкаса затонированы.
Литература.
Вагнер Г. К. Рязань. М., 1971, с. 19, табл. 27. Рузавин Ю. А. Определение недостающих частей иконы «Лоратный архангел Михаил с Чудом в Хонех» с помощью расчета ее пропорций.— Сообщение ВЦНИЛКР. М., 1973, № 28, с. 266—273.
Филатов С. В. Икона «Лоратный архангел Михаил с Чудом в Хонех» из Рязанского областного художественного музея. Щеглова Т. П. Рязанский областной художественный музей М., 1978, с. 7, ил. 2.
Щеглова Т. П. Рязанский областной художественный музей. Каталог. Л., 1982, с. 12.
Михайловский Е. В. Рязань. Памятники архитектуры и искусства. М., 1985, ил. 23.
|
- 6. ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА. XV в.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент, б/н. Дерево, паволока, левкас, темпера
Первоначально находилась в Успенском соборе Рязанского кремля, в XVIII в. перенесена в Архангельский собор Рязанского кремля. В 1923 г. передана в Рязанский краеведческий музей, а в 1938 г.— в Государственный музей искусств Узбекистана. Реставрирована в 1968 г. во ВЦНИЛКР. Реставратор Е. М. Кристи.
Сохранность. Накладные шпонки заменены врезными встречными, доски дополнительно были скреплены четырьмя ласточками (в настоящее время ласточки утрачены). На обороте декоративная роспись маслом, выполненная в XVIII в.: на белом фоне в центре восьмиконечный крест, вокруг него красные цветы и зеленые листья. Поля опилены. На лицевой стороне на правом поле сохранена запись с фрагментом текста летописи. Киноварные буквы надписи с именем святой и киноварная обводка нимба сохранились частично. Оставлены поздние вставки с записью по стыку досок в центре иконы, слева по контуру плеча, в нижней части иконы на изображениях одежд, кисти левой руки Параскевы. Во время реставрации выполнены незначительные тонировки.
Выставки.
Культура и искусство древней Руси. Москва, 1969 г. Литература.
Вагнер Г. К. Рязань. М., 1971, с. 17, ил. 11. Филатов В. В. Рязанская икона «Параскева Пятница».— Советская археология, 1971, № 1, с. 173—190. Михайловский Е. В. Рязань. Памятники архитектуры и искусства. М., 1985, ил. 18.
- Иллюстрация:
-
Вагнер Г. К. Рязань. М., 1971, с. 17, ил. 11.
|